Правительство и Минэнерго встали на сторону “Транснефти” в ее конфликте с “Роснефтью” по поводу расширения трубопроводной системы для дополнительных поставок нефти в Китай. Средства на увеличение мощности трубы не будут заложены в общий тариф для нефтяников, однако компромиссный вариант, который бы устроил все стороны, не найден. Источники полагают, что конфликт будет нарастать до тех пор, пока “Роснефть” и CNPC не договорятся о формуле расчета цены на дополнительные объемы, пишет “Коммерсантъ”.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, и министр энергетики Александр Новак вчера впервые высказали свою позицию в споре “Транснефти” и “Роснефти” по финансированию расширения трубопроводной системы ВСТО и отвода от нее Сковородино—Мохэ для дополнительных поставок нефти в Китай. По словам господина Новака, расширение не должно вестись за счет средств “Транснефти” и увеличение тарифов на прокачку для всех нефтяников неприемлемо. Аркадий Дворкович также заверил, что существенного роста тарифов “Транснефти” в ближайшие годы не произойдет.
Неделю назад президент “Роснефти” Игорь Сечин заявил, что компания не готова самостоятельно финансировать расширение нефтепроводной системы под дополнительные поставки нефти в Китай, объяснив свою позицию тем, что это задача “Транснефти”. Трубопроводная монополия в ответ назвала все проекты “Роснефти”, связанные с трубопроводной системой, “хотелками на 320 млрд руб.”. Двумя днями позже президент “Транснефти” Николай Токарев заявил, что увеличение поставок нефти в Китай из России может привести к полному изменению грузопотоков в России. По его словам, это фактически отменяет утвержденную стратегию развития нефтяной отрасли РФ до 2020 года. Свои опасения “Транснефть”, в первую очередь, связывает с ухудшением качества нефти, идущим в Европу, и сокращением экспорта в западном направлении.
Правительство пока не столь критично в своих оценках. Господин Дворкович вчера сообщил, что, по предварительным оценкам, для увеличения поставок нефти в Китай без ухудшения качества поставок нефти на Запад “технические возможности существуют”, однако для детального анализа, которым сейчас занимается Минэнерго, потребуется три-четыре месяца. По словам вице-премьера, сейчас Минэнерго обсуждает с нефтяными компаниями вопрос сохранения качества нефти по другим направлениям.
Начиная с 2010 года “Роснефть” экспортирует в Китай 15 млн т нефти в год. Всего компания, по договоренности с китайской стороной, до 2030 года должна поставить 300 млн т нефти. Дополнительные объемы, о которых “Роснефть” договорилась с CNPC в марте, госкомпания должна начать экспортировать в Китай уже с 1 июля. На пике они достигнут 31 млн т в год.
“Роснефть” и “Транснефть” сейчас ведут переговоры, сообщил министр энергетики. “Каждый хозяйствующий субъект заботится о своей прибыли. Но, думаю, найдем компромисс. Механизм прорабатывается”,— добавил он. Что понимается под этим “механизмом”, в Минэнерго прокомментировать не смогли. “Компромисс в данном вопросе не может быть достигнут, так как речь идет о будущем всей нефтяной промышленности, а не о споре хозяйствующих субъектов”,— уверены в “Транснефти”. В “Роснефти” комментировать ситуацию отказались. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, конфликт между госкомпаниями продлится до тех пор, пока “Роснефть” и CNPC не подпишут окончательный договор по поставкам, в котором будет зафиксирована конкретная формула расчета цены на нефть.
Андрей Полищук из Raiffeisenbank считает, что, несмотря на поддержку чиновников, “Транснефти” придется заплатить за расширение трубопровода самостоятельно. Это профильный бизнес “Транснефти”, к тому же следует учитывать административный ресурс главы “Роснефти” Игоря Сечина, который пока чаще одерживал верх в подобных конфликтах, объясняет эксперт.
|