— Как вы оцениваете словенско-российские отношения и их динамику в последнее время?
— Отношения между Республикой Словения и Российской Федерацией в последнее время достигли весьма высокого уровня. Свидетельство тому — регулярный политический диалог на высшем уровне, а также рост товарооборота и сферы услуг между нашими странами. За последние четыре года было подписано около шестидесяти документов, состоялось девять визитов на уровне президентов и председателей правительства. Визитов министров было еще больше.
Экономические отношения — хорошее подспорье для развития связей в других областях, тем более что по объему товарооборота мы ощутимо превысили показатели рекордного 2007 года. Тем не менее возможностей для роста еще предостаточно, и не только в экономической области, но и в других сферах, например в культуре и образовании.
— Сколько совместных проектов реализуется сегодня? Какие секторы экономики приоритетны?
— Российская Федерация в документе под названием «Международные вызовы — 2013», который был принят словенским правительством, отнесена к приоритетным рынкам Словении. Россия стоит на седьмом месте среди наших торговых партнеров и занимает пятое место по размеру словенских инвестиций за рубежом и четвертое место по числу туристов, посетивших Словению. Товарооборот между нашими государствами в прошлом году достиг 1 миллиарда 700 миллионов долларов, и эта положительная динамика сохраняется и в текущем году.
С нашей точки зрения, большие возможности для сотрудничества между нашими странами открываются в сфере энергетики и энергетической эффективности, где словенские предприятия отлично себя зарекомендовали. Важна также сфера инвестиций. Перспективы расширения экономического сотрудничества между нашими странами лежат и в области строительства, инжиниринга, автомобильной промышленности, информационных технологий и телекоммуникаций, а также туризма.
— Как продвигается реализация проекта «Южный поток»?
— Реализация проекта «Южный поток» на территории Словении идет в соответствии с соглашением между правительством Республики Словения и правительством Российской Федерации, подписанным 14 ноября 2009 года. Со словенской стороны работы ведет фирма Plinovodi d.o.o., с российской — компания «Газпром». Преимущество проекта в том, что он реализуется транспарентно и в соответствии со словенским и европейским законодательством, потому что от этого зависит его восприятие.
— Есть ли другие важные проекты, ожидающие реализации в будущем?
— Республика Словения и Российская Федерация с целью содействия экономической, общественной и технологической модернизации 17 ноября 2010 года подписали Декларацию о партнерстве во имя модернизации и межправительственный меморандум о ключевых проектах для углубления двустороннего экономического сотрудничества между странами. Цель меморандума — ускорение сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес. Для реализации меморандума в рамках словенско-российской смешанной межправительственной комиссии принята программа, содержащая конкретные проекты экономических субъектов в различных областях. Эти проекты относятся к сфере энергетики и энергетической эффективности, внедрению передовых технологий, IT-оборудования и современных решений, инвестиционных проектов в области инноваций и научно-исследовательской деятельности. Совместные проекты имеют инновационный характер и, несомненно, будут способствовать улучшению качества двустороннего сотрудничества.
В ближайшем будущем мы ожидаем углубления сотрудничества в сфере инвестиций. При этом речь идет не только об увеличении российских инвестиций в Словении, большая заинтересованность в которых имеется у российских субъектов бизнеса, но также о совместных инвестициях словенских и российских предприятий на российском рынке, прежде всего в легкой и перерабатывающей промышленности. При этом возникает исключительно важный аспект передачи технологий, который еще больше укрепляет двусторонние экономические отношения, то есть переносит их на более высокий качественный уровень.
— Какова процедура приватизации государственного имущества в Словении?
— Словенский парламент 21 июня 2013 года утвердил предложение правительства о продаже государственной доли в пятнадцати компаниях. В настоящий момент большинство этих процедур находится в подготовительной фазе, которая заключается в поисках внешнего управления, а также в выполнении внутренних организационных процедур в самих компаниях. Мы наблюдаем большую заинтересованность в этом процессе со стороны зарубежных компаний и многого от него ожидаем не только из-за позитивного влияния на государственные финансы, но и из-за возможности стратегического развития этих компаний, повышения их капитализации и выхода на новые ранки. В любом случае двери открыты и для российских компаний.
|